| Моноид
Моноид

Фасилитация

Кто такой фасилитатор и зачем он нужен

Фасилитатор — не преподаватель. Он не передает знание, а помогает группе говорить друг с другом. Главная задача фасилитатора: удерживать структуру встречи, направлять обсуждение и делать разговор чуть более глубоким и понятным.

Ваша цель: создать спокойную, интеллектуально-стимулирующую среду, где людям комфортно высказывать свои мысли.

Стремитесь быть самым начитанным человеком в комнате. Хотя иногда это может не получаться, это хорошая цель, к которой стоит стремиться. Если это не так, не волнуйтесь, как уже говорилось, ваша роль не в обучении.

Что делает фасилитатор на наших курсах

Перед встречей

  • открыть отчётный документ своей группы;
  • посмотреть структуру встречи и темы обсуждения.

Во время встречи

  • делать короткие объявления (мы даём текст);
  • говорить участникам, что происходит сейчас и что делаем дальше (согласно доку);
  • следить за временем;
  • модерировать дискуссию.

После встречи

  • отметить посещаемость;
  • написать тьютору, как всё прошло.

Что можно делать по желанию

  • собирать идеи, ссылки, вопросы группы и переносить их в общий чат;
  • рекомендовать материалы по своему опыту.

Что от фасилитатора не требуется

  • объяснять материал (для этого есть Q&A-сессии);
  • помогать с выполнением заданий (для этого есть общий чат и Q&A).

Что будет на практикуме и обучающем курсе

  • Обучающий курс (посещение по желанию)
    • Занятие 1: почему придерживаться структуры встречи важно и полезно.
    • Занятие 2: почему структура не самоцель, и про что важно помнить
    • Занятие 3: форма обсуждения и письменные практики во время дискуссионных встреч
  • Тренинг (посещение обязательно)
    • Разбор структуры встреч
    • Кейсы

Подробнее про эти форматы:

Короткий обучающий курс из трёх занятий

  • Каждая встреча: 30 минут теории + 60 минут практики. Посещение курса необязательно, но если это ваш первый опыт фасилитации, эти занятия могут сильно облегчить работу с группой.

  • Занятие 1: почему придерживаться структуры встречи важно и полезно.

    • Почему адженда и структура помогают всем и нравятся всем, и в тоже время почему это регулярно разваливается действиями участников обсуждения. Как фасилитатор может это исправить.
  • Занятие 2: почему структура не самоцель, и про что важно помнить

    • Задача - не «пройти пункты». Можно идеально пройти по структуре, но не понять ничего важного. Поэтому дополнительно к структуре мы вводим метрики эффективности (принятые решения, интернализованные модели, смена мнения) и инструменты, которые помогают эти метрики улучшать (техники “табуирования”, “причинно-следственные связи как шестеренки” и концепция “обновления убеждений”).
  • Занятие 3: форма обсуждения и письменные практики во время дискуссионных встреч

    • Качество обсуждения определяется тем, как задаются вопросы, как люди получают время на обдумывание и как фиксируются выводы. Учимся не только задавать вопросы, но и давать достаточное время на ответ. Давать достаточно пространства для мыслей, не цепляться к выражениям и формулировкам, вести группу к письменному оформлению мыслей. Прививать культуру говорить по очереди.

Обязательный тренинг в воскресенье

  • Длительность: 2 часа

На тренинге вы:

  • разберёте структуру встречи,
  • потренируетесь на кейсах возвращать разговор к теме,
  • получите обратную связь.
Разбор структуры
  • вы потренируетесь фасилитировать встречу, работая с отчётным документом.
  • сможете задать вопросы по структуре и распределению времени на встречах.
Кейсы:
  • вы будете тренировать типичные проблемные ситуации в формате ролевой игры.
  • Типичные «персонажи» в группе:
    • «Молчун» — умный участник, который почти не говорит, хотя знает материал;
    • «Тролль» — участник, который провоцирует, шутит не к месту или уводит от темы;
    • «Птичий язык» — человек, говорящий на перегруженном терминами языке, непонятном остальным;
    • «Говорун» — участник, который занимает 70% эфирного времени.
  • Вы по очереди будете:
    • в роли фасилитатора, который:
      • удерживает структуру встречи,
      • распределяет время,
      • вмешивается, когда это нужно;
    • и в роли участника с «характерной» стратегией поведения.
  • После каждого кейса будет короткий разбор:
    • что сработало,
    • что можно было сделать иначе,
    • какие формулировки и приёмы можно забрать себе как готовые шаблоны.