Фасилитация
Кто такой фасилитатор и зачем он нужен
Фасилитатор — не преподаватель. Он не передает знание, а помогает группе говорить друг с другом. Главная задача фасилитатора: удерживать структуру встречи, направлять обсуждение и делать разговор чуть более глубоким и понятным.
Ваша цель: создать спокойную, интеллектуально-стимулирующую среду, где людям комфортно высказывать свои мысли.
Стремитесь быть самым начитанным человеком в комнате. Хотя иногда это может не получаться, это хорошая цель, к которой стоит стремиться. Если это не так, не волнуйтесь, как уже говорилось, ваша роль не в обучении.
Что делает фасилитатор на наших курсах
Перед встречей
- открыть отчётный документ своей группы;
- посмотреть структуру встречи и темы обсуждения.
Во время встречи
- делать короткие объявления (мы даём текст);
- говорить участникам, что происходит сейчас и что делаем дальше (согласно доку);
- следить за временем;
- модерировать дискуссию.
После встречи
- отметить посещаемость;
- написать тьютору, как всё прошло.
Что можно делать по желанию
- собирать идеи, ссылки, вопросы группы и переносить их в общий чат;
- рекомендовать материалы по своему опыту.
Что от фасилитатора не требуется
- объяснять материал (для этого есть Q&A-сессии);
- помогать с выполнением заданий (для этого есть общий чат и Q&A).
Что будет на практикуме и обучающем курсе
- Обучающий курс (посещение по желанию)
- Занятие 1: почему придерживаться структуры встречи важно и полезно.
- Занятие 2: почему структура не самоцель, и про что важно помнить
- Занятие 3: форма обсуждения и письменные практики во время дискуссионных встреч
- Тренинг (посещение обязательно)
- Разбор структуры встреч
- Кейсы
Подробнее про эти форматы:
Короткий обучающий курс из трёх занятий
-
Каждая встреча: 30 минут теории + 60 минут практики. Посещение курса необязательно, но если это ваш первый опыт фасилитации, эти занятия могут сильно облегчить работу с группой.
-
Занятие 1: почему придерживаться структуры встречи важно и полезно.
- Почему адженда и структура помогают всем и нравятся всем, и в тоже время почему это регулярно разваливается действиями участников обсуждения. Как фасилитатор может это исправить.
-
Занятие 2: почему структура не самоцель, и про что важно помнить
- Задача - не «пройти пункты». Можно идеально пройти по структуре, но не понять ничего важного. Поэтому дополнительно к структуре мы вводим метрики эффективности (принятые решения, интернализованные модели, смена мнения) и инструменты, которые помогают эти метрики улучшать (техники “табуирования”, “причинно-следственные связи как шестеренки” и концепция “обновления убеждений”).
-
Занятие 3: форма обсуждения и письменные практики во время дискуссионных встреч
- Качество обсуждения определяется тем, как задаются вопросы, как люди получают время на обдумывание и как фиксируются выводы. Учимся не только задавать вопросы, но и давать достаточное время на ответ. Давать достаточно пространства для мыслей, не цепляться к выражениям и формулировкам, вести группу к письменному оформлению мыслей. Прививать культуру говорить по очереди.
Обязательный тренинг в воскресенье
- Длительность: 2 часа
На тренинге вы:
- разберёте структуру встречи,
- потренируетесь на кейсах возвращать разговор к теме,
- получите обратную связь.
Разбор структуры
- вы потренируетесь фасилитировать встречу, работая с отчётным документом.
- сможете задать вопросы по структуре и распределению времени на встречах.
Кейсы:
- вы будете тренировать типичные проблемные ситуации в формате ролевой игры.
- Типичные «персонажи» в группе:
- «Молчун» — умный участник, который почти не говорит, хотя знает материал;
- «Тролль» — участник, который провоцирует, шутит не к месту или уводит от темы;
- «Птичий язык» — человек, говорящий на перегруженном терминами языке, непонятном остальным;
- «Говорун» — участник, который занимает 70% эфирного времени.
- Вы по очереди будете:
- в роли фасилитатора, который:
- удерживает структуру встречи,
- распределяет время,
- вмешивается, когда это нужно;
- и в роли участника с «характерной» стратегией поведения.
- в роли фасилитатора, который:
- После каждого кейса будет короткий разбор:
- что сработало,
- что можно было сделать иначе,
- какие формулировки и приёмы можно забрать себе как готовые шаблоны.